• Россия, 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 20, стр. 3   
  •   +7 (495) 617-17-56

Комментарии Елены Гладких к статье «Фактор малого». Журнал «Профиль», №37 от 8 октября 2012.

ЖУРНАЛ «ПРОФИЛЬ» № 37 ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2012
АВТОР: АНДРЕЙ МОСКАЛЕНКО

Каждый второй потребитель факторинга — предприятие торговли.

Факторинг помогает малому и среднему бизнесу решить проблему дефицита оборотных средств, а также повышает платежную дисциплину дебиторов.В текущем году оборот факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) составит более 35% от общего его объема — то есть порядка 460 млрд рублей. Такую цифру приводит директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов. По его словам, к концу этого года количество компаний МСБ, заключивших договора факторинга, превысит 5,5 тыс. «В основном это оптовая торговля, — уточняет Александр Морозов. — Почему? Потому что в нашей стране заниматься собственным производством до сих пор гораздо сложнее, чем торговать. Сектор, связанный с оказанием услуг, в силу действующих специфических правил делового оборота пока с трудом «поддается» факторингу».

Генеральный директор факторинговой компании «Политекс», председатель совета партнерства Федерации факторинговых компаний Владимир Емельянов подтверждает, что факторинг в России развивается пока в ограниченном круге отраслей.

«Среди наших клиентов продавцы и производители продуктов питания, упаковочных материалов, бытовой техники, строительных товаров», — рассказывает начальник отдела факторинга банка «Возрождение» Марина Герасимова. Особенностью перечисленных отраслей МСБ является то, что отгрузка продукции в большинстве случаев происходит на условиях отсрочки платежа, и компании активно предоставляют товарные кредиты, тем самым создавая почву для возможности работы по факторингу.

«Российские предприниматели уже давно оценили многие преимущества факторинга, главным из которых является отсутствие залога, — рассказывает генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. — Также факторинг способствует налаживанию эффективных взаимоотношений поставщика и покупателя. С факторингом предприятие может предоставлять выгодные условия платежа своим покупателям, не ощущая при этом недостатка собственных оборотных средств». Кроме того, факторинг способствует снижению рисков, так как помимо финансирования услуга включает в себя качественную проверку дебиторов клиента.

По словам начальника отдела развития факторинга Московского кредитного банка Максима Микульшина, на рынке сейчас существует целый набор продуктов, позволяющий предприятиям МСБ использовать факторинг в коммерческих целях. Эти продукты постоянно развиваются, в рамках обслуживания предлагаются более современные решения, отвечающие требованиям быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. Такие продукты не только покрывают потребности компаний в получении финансирования, но и часто помогают получить отсрочку платежа у поставщиков.

«Факторинг — удобный инструмент пополнения оборотных средств, так как, с одной стороны, он не требует залога, с другой — имеет бессрочные договорные отношения, — отмечает Марина Герасимова. — Это избавляет клиентов от необходимости перекредитовки. Кроме того, факторинговое финансирование клиент может использовать без ограничений — на любые цели». Также факторинг не требует поддержания высоких оборотов по расчетному счету. «Обычно при кредитовании необходимо ежемесячно проводить по счету оборот, равный размеру кредита, при беззалоговом овердрафте — трем лимитам овердрафта, — приводит пример эксперт. — А в факторинге при среднем сроке финансирования, равном 60 дням, дебиторы ежемесячно оплачивают банку всего половину лимита; при сроке финансирования, равном 90 дням, — одну треть и так далее. Выгодное отношение лимита к оборотам очевидно».

Однако факторинг — это не просто беззалоговый и бессрочный инструмент пополнения оборотных средств. Это услуга «три в одном», так как факторинг — это еще и инструмент управления рисками и дебиторской задолженностью.

Александр Морозов среди причин, оказывающих влияние на выбор представителями МСБ факторинга, называет доступность такого финансирования (даже компании с не очень хорошим текущим финансовым состоянием могут рассчитывать на финансирование под уступку качественной дебиторской задолженности) и дополнительный сервис. «Не стоит забывать, что факторинг довольно серьезно отличается от кредитования, — поясняет он. — Помимо финансирования МСБ получает возможность воспользоваться целым набором услуг — от административного управления дебиторской задолженностью до покрытия кредитных рисков, связанных с предоставлением отсрочки платежа».

«Отсутствие ликвидных залогов существенно снижает шансы предприятий МСБ на получение кредитных продуктов, — продолжает тему преимуществ факторинга Максим Микульшин. — Даже если предприятию одобрят заявку, сумма кредитного лимита зачастую не соответствует первоначальным потребностям предприятия на заемные средства. При использовании факторинга компания получает финансирование, которое ограничено только объемами реальных продаж. К тому же факторинг удобен с точки зрения текущего обслуживания, а с развитием электронных форм финансирования требует меньше затрат». Факторинг имеет, по словам эксперта, и дополнительные преимущества — например, в большинстве случаев комиссия взимается из платежей, поступающих от дебиторов, фактор берет на себя сопровождение и управление дебиторской задолженностью, проводит оценку дебиторов.

Свое мнение на этот счет у Владимира Емельянова: «Для представителей МСБ помимо стоимости факторинговых услуг очень важна сама готовность фактора принять их на обслуживание. Ведь многие факторы устанавливают заградительные для МСБ минимальные требования к обороту и объему лимита. У ряда факторов нижняя планка объема финансирования в месяц установлена в размере 5—10 млн рублей, а иногда даже выше — более 100 млн рублей». Кроме того, компании МСБ часто не обладают отличными финансовыми показателями, и не у всех факторов они проходят отбор по критериям финансового анализа. Особенно это, по его словам, относится к банкам-факторам, у которых требования к клиентам более высокие, чем у специализированных факторинговых компаний. «У каждого фактора доля МСБ отличается и зависит от специализации и профиля обслуживаемых клиентов, — отмечает Максим Микульшин. — Есть факторы, работающие только с предприятиями МСБ и, конечно, здесь доля МСБ доходит до 100%».

Различные банки и факторинговые компании по-разному выстраивают свою работу с предприятиями МСБ. «Факторинг — это сложноструктурируемая сделка, где подход к рискам не вписывается в абстрактную оценочную модель, — объясняет Марина Герасимова. — Поэтому мы по-прежнему применяем в факторинге индивидуальный подход к клиентам вне зависимости от сегмента. И именно индивидуальный учет всех аспектов бизнеса наших клиентов в сочетании с открытостью и быстрым принятием решения позволяет нашим услугам оставаться конкурентными». Так, например, при первичном рассмотрении заявки банк «Возрождение» запрашивает минимальный комплект документов, которые клиенты присылают по электронной почте. Экспресс-анализ длится до трех дней, после чего клиент получает предварительное предложение в разрезе дебиторов с указанием лимитов и ставок. «Такой подход экономит и наше время, и время клиента: на стадии экспресс-анализа отсекаются неподходящие дебиторы (и вместе с ними неоправданные ожидания клиента), и одновременно с этим сразу обозначаются реальные возможности и условия факторинга, — объясняет Марина Герасимова. — Если клиента все устраивает, он оформляет заявку».

«Факторы, которые планируют активно работать с МСБ, должны в первую очередь адаптировать свою продуктовую линейку к потребностям клиентов такого типа», — рассказывает Владимир Емельянов. Для этого он рекомендует установить приемлемые для МСБ минимальные требования к клиенту и объему уступаемой дебиторской задолженности и критерии финансового анализа, а также предусмотреть возможности дополнительного обеспечения по таким сделкам в случаях, когда финансовое положение клиента недостаточно надежно (например, личное поручительство собственника).

В целом же Владимир Емельянов уверен, что доля клиентов — компаний МСБ на рынке факторинга в ближайшие годы будет только расти: «Мы уже видим активный рост спроса на факторинг во многих регионах, и эта тенденция будет сохраняться, поскольку в регионах в сегменте МСБ очень ограниченный выбор возможностей финансирования». Ожидает он и увеличения интереса компаний МСБ к остальным видам факторинга, помимо классического, — к международному и реверсивному.

Согласна с тем, что МСБ обладает большим потенциалом к росту и дальнейшему развитию в сфере факторинга, и Елена Гладких: «Спрос на факторинговые услуги в сегменте МСБ будет продолжать расти во многом благодаря региональному развитию. Малые и средние предприниматели активно разворачивают свой бизнес в регионах, ищут новые рынки сбыта для своей продукции, а значит, и новые возможности дополнительного финансирования».

НАШ ЭКСПЕРТ

Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК):

«РФК большое внимание уделяет продуктовой дифференциации. У каждого бизнеса своя специфика, поэтому очень важно подобрать индивидуальное решение. Для реализации различных задач мы разработали специальные программы финансирования, например: факторинг для сезонного роста, факторинг для производителей товаров Рrivate Label, для поставщиков в сети и др. Наряду с классическим факторингом, который возможен как с правом регресса, так и без него, мы предлагаем услугу для покупателей — реверсивный факторинг. У клиентов, которым не требуется финансирование, есть возможность просто передать нам на управление дебиторскую задолженность. Дополнительный сервис также играет немаловажную роль — позволяет оказывать услуги на более высоком уровне, повышать качество и сокращать сроки. Для работы с региональными клиентами не так давно был внедрен электронный документооборот, и теперь, даже если поставщик и покупатель удалены друг от друга и от РФК, финансирование можно получить в день поставки товара. Малый и средний бизнес (МСБ) является благодатным сегментом экономики, и от его успешного развития зависит дальнейшее развитие рынка в целом. Одна из приоритетных стратегических задач нашей компании — это помощь МСБ, и мы, одни из немногих, оказываем им беззалоговую финансовую поддержку на льготных условиях в рамках государственной программы МСП Банка».


Возврат к списку