• Россия, 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 20, стр. 3   
  •   +7 (495) 617-17-56

Третий – не лишний. Чем удобна работа через факторинговую компанию. Журнал «Компания», № 45 от 3 декабря 2012

Журнал «Компания», № 45 от 3 декабря 2012

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) на днях провела очередной сбор статистических показателей деятельности отечественных факторов в текущем году. Согласно полученным данным, за девять месяцев 2012 г. оборот российского факторинга составил 964 млрд руб., что на 62,5% больше показателя за аналогичный период 2011 г. За девять месяцев текущего года российские факторы профинансировали товарооборот на сумму свыше 796 млрд руб. Факторингом воспользовались более 6300 компаний при расчетах с 18 400 дебиторами. Отечественные факторы в III квартале 2012 г. привлекли около 900 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес почти 2000 новых дебиторов. В общей сложности за квартал факторами было обработано свыше 4,4 млн поставок товаров и услуг.

По итогам 2012 г. совокупный оборот российских факторов может превысить 1,4 трлн руб., прогнозируют в АФК. «Отношение к факторинговому обслуживанию со стороны всех сегментов бизнеса за последние годы изменилось, и существенно. Если раньше данный вид финансирования еще слабо понимался и принимался клиентами, для большинства это был элементарный кредит под дебиторку без залога, то сейчас, конечно, ситуация изменилась в корне», – констатирует вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. «В последние годы рынок факторинга демонстрирует стабильный рост и увеличение числа работающих по факторингу клиентов и дебиторов. Для этого есть целый ряд причин: компании испытывают большую потребность в финансировании и не могут ее удовлетворить за счет традиционных кредитных инструментов, факторы повышают качество оказываемых услуг, растет информированность бизнесменов о факторинге», – продолжает мысль коллеги генеральный директор ФК «Политекс» Владимир Емельянов. «Факторинг востребован среди российских бизнесменов за счет своей многофункциональности. Помимо финансирования, клиенты получают такие дополнительные услуги, как управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, информационно-аналитическое обслуживание», – добавляет генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК) Елена Гладких.

Кризис 2008 г. ускорил изменение отношения клиентов к факторингу, признают участники рынка. Предприятия искали возможности краткосрочного финансирования на два-три месяца, стараясь не обременять себя долгосрочными кредитами, а свои активы – залогами. Банки, в свою очередь, испытывая дефицит ликвидности и находясь в поисках решений по реализации проблемных залогов, стали ужесточать условия займов. «Плюс к этому неблагоприятная ситуация на микро- и макроэкономическом уровне, постоянные ожидания ухудшения обстановки, неизвестность – все это повернуло клиентов «лицом» к факторингу», – поясняет Виктор Носов. По его словам, сейчас участники рынка наблюдают повышенный спрос на факторинг. «А по-другому и быть не может. Ни один банковский продукт не в состоянии предложить всего того, что дает факторинг», – уверен Виктор Носов. Факторинг облегчает ведение дел сразу по нескольким аспектам: это и необходимые всем оборотные средства, и управление дебиторской задолженностью, и информационное обеспечение – без всего этого невозможно представить себе растущий и развивающийся бизнес. «Для многих компаний факторинг стал «наркотиком»: один раз попробовав, они не представляют, как можно работать без него», – иронизирует Виктор Носов.

Услуги в комплекте

«Если раньше факторинг интересовал наших клиентов в первую очередь как беззалоговый инструмент пополнения оборотных средств, то сегодня многие клиенты и при наличии залогов выбирают факторинг, в том числе за бессрочность договора и отсутствие необходимости обнуления лимита. Ни один другой финансовый инструмент не отличается бессрочностью договора и поэтому требует отвлечения ресурсов для перекредитовки», – отмечает заместитель начальника управления, начальник отдела факторинга банка «Возрождение» (ОАО) Марина Герасимова. «Одной из дополнительных выгод от использования факторинга является управление дебиторской задолженностью, что позволяет клиентам выстраивать безопасные и эффективные отношения с партнерами, открывает возможности для выхода на новые рынки сбыта», – добавляет коммерческий директор факторинговой компании «Лайф» Евгений Родионов.

Владимир Емельянов особо подчеркивает, что факторинг – комплексная услуга, а финансирование – лишь одна из ее многих составляющих, причем даже не всегда клиент заинтересован именно в ней. «Факторинг позволяет клиенту получить профессиональное управление дебиторской задолженностью, оценку и анализ покупателей и взыскание просроченной задолженности. Эффективность выполнения этих функций фактором будет выше: ведь для самостоятельного проведения подобной работы клиент должен обладать штатом высококвалифицированных специалистов», – констатирует Владимир Емельянов.

Главное качество факторинга, по словам Марины Герасимовой, это развитие бизнеса компании, которое, конечно, зависит от продаж, и именно факторинг выступает двигателем этих продаж. Вот как это происходит: компания поставляет товар или предоставляет услугу на условиях отсрочки платежа. Обороты компании растут, потому что покупателям эта отсрочка нравится. Лимит по факторингу вместе с увеличением поставок тоже растет, и обнуления не просит. Дефицит финансовых ресурсов отсутствует. Если, помимо отсрочек, необходимо финансировать производственный цикл или запасы на складе, можно нарастить «кредиторку», выступая уже в роли дебитора по факторинговой сделке поставщика с фактором. «Опыт показывает, что бизнес наших клиентов прирастал до четырех раз в год за счет факторинга», – заключает Марина Герасимова.

Конечно, наращивая продажи за счет факторинга, компании наращивают и объемы дебиторской задолженности, а «дебиторкой» необходимо управлять. Это и дополнительный штат, и выстраивание еще одного технологического процесса на предприятии. В рамках факторингового обслуживания эту задачу берет на себя фактор. Он ведет учет дебиторской задолженности, мониторит сроки, напоминает дебиторам об оплатах, проводит мероприятия по взысканию просроченной задолженности с дебиторов. Практика показывает, что покупатели становятся более организованными и дисциплинированными, а сроки оплаты поставок сокращаются.

Поставщик и дебитор

Попробуем по отдельности разобрать преимущества факторинга для поставщика и дебитора. «Говорить о преимуществах факторинга для поставщиков и дебиторов можно бесконечно, таков уж продукт. Действительно, много преференций получают обе стороны одного взаимосвязанного механизма рыночных отношений», – отмечает Виктор Носов. Поставщик, работая по факторингу, получает финансирование систематически, в срок и также в срок выполняет свои обязательства перед покупателем – все отгрузки осуществляются согласно договору, и есть возможность увеличить их объемы, поскольку установленный лимит финансирования поставщика растет в соответствии с его потребностями.

Получая финансирование на постоянной основе и сразу после предоставления отгрузочных документов, поставщик решает еще несколько своих проблем: пополнение оборотных средств и ускорение их оборачиваемости без кассовых разрывов. «Что касается преимуществ для дебитора, то, во-первых, факторинг элементарно позволяет ритейлеру избежать пустых полок или полок со «слабым» ассортиментом. Для розничной сети очень важно получить товар в срок, а это возможно, если у его поставщика всегда будут свободные оборотные средства для закупки этого товара, – поясняет Виктор Носов. – Во-вторых, за счет выгодных условий факторингового финансирования ритейлер получает возможность привлекать больше новых поставщиков, то есть сразу привлекать их на факторинг и получать от них более привлекательную отсрочку». А в случае использования реверсивного факторинга без регресса покупатель может и вовсе улучшить условия по сроку отсрочки, в том числе уже предоставленной поставщиком. «Поставщик решает проблемы с оборотными средствами или с рисками, связанными с предоставлением отсрочки платежа. Дебитор получает возможность работать с отсрочкой платежа и повышение уровня надежности поставщика за счет финансового обеспечения, предоставляемого фактором», – кратко резюмирует преимущества продукта директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов.

Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК):
«Факторинг, пожалуй, единственный финансовый инструмент, который значительно улучшает и упрощает взаимодействие поставщика со своими покупателями. И действительно, не только финансовая составляющая является основополагающим фактором успеха. Проверка дебиторов – это начальный этап работы по факторингу, он позволяет выявить недобросовестных покупателей и таким образом предостеречь клиента от заключения опасных сделок. В РФК подготовительному этапу уделяется много внимания. Благодаря экспертам службы риск-менеджмента, экономической безопасности, юристам наши клиенты получают возможность привести в порядок свой документооборот, совершать прозрачные сделки и работать с дебиторами без риска невозврата платежа».


Возврат к списку

Специальный тарифный план для поставщиков в сети