• Россия, 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 20, стр. 3   
  •   +7 (495) 617-17-56

Публикация в журнале "Компания".

Фактор демпинга. На рынке остаются только профессионалы.

Журнал «Компания» № 7 от 25.02.2013

Текст Максим Логвинов.


"Рынок превысил докризисные масштабы. Была пробита и даже превышена планка в 1 трлн руб. факторингового оборота. В основном это связано с выходом на рынок крупных и амбициозных игроков, в том числе с госучастием, имеющих сравнительно дешевые пассивы и большую клиентскую базу", - констатирует заместитель начальника управления факторинга, начальник отдела департамента структурированного финансирования ЗАО "Юникредит банк" (группа "Юникредит") Геннадий Золкин. "Докризисные показатели рынок, несомненно, превысил. Портфель нашей компании за минувший год увеличился на 27 млрд руб. и составил 72 млрд руб.", - подтверждает генеральный директор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. По мнению коммерческого директора факторинговой компании "Лайф" Евгения Родионова, бурный рост рынка до кризиса был обусловлен низким уровнем его насыщения. Рывок же 2011 г. связан с агрессивной демпинговой политикой коммерческих банков, предлагавших услуги факторинга по ставкам ниже кредитных, а порой даже и депозитных, констатирует эксперт. Участники рынка полагают, что демпинг посткризисных лет отразится на дальнейшем развитии сегмента. Непрофильные игроки рано или поздно покинут рынок, их усилиями ставший низкомаржинальным, а клиенты, привыкшие к низким ставкам, останутся. И факторам придется приложить немало усилий, чтобы восстановить восприятие факторинга как комплексной, а значит, более дорогой услуги, вернуть рентабельность. "Но я уверен, что в конечном итоге качество победит - клиенты оценят преимущество факторинга как сервиса. Подтверждением этому является тренд последних трех лет - рост доли безрегрессного факторинга", - отмечает Евгений Родионов. "Выгоды от факторинга очевидны и для клиента, и для банка: клиент получает в оборот необходимую и достаточную сумму финансирования, а банк - ликвидный актив в виде уступленной клиентом дебиторской задолженности, - добавляет заместитель председателя правления банка "Возрождение" Людмила Гончарова. - С целью формирования качественного факторингового портфеля в 2012 г. мы отводили важную роль выработке подходов к риск-менеджменту". Дело в том, что к факторингу неприменимы классические подходы в оценке кредитных рисков, базисом которых являются анализ финансового положения заемщика, прогноза движения его денежных средств и оценка залога. Поскольку факторинг финансирует движение товара, то и анализировать необходимо это движение: стабильность сбыта, платежную дисциплину дебиторов, наличие негативных факторов в сбыте, например, возвратов по поставкам. "При этом дополнительно снижает кредитный риск диверсификация лимита на клиента между пулом его дебиторов, а также соблюдение процедуры верификации поставок", - уточняет Людмила Гончарова.


Международная экспансия

Наиболее важным событием для рынка факторинга в 2012 г. эксперты называют вступление России в ВТО, последствия чего мы увидим в 2013 г. Это событие несет свои угрозы и надежды. Возможно, сократится количество клиентов из реального сектора, доля которых в обороте рынка начала было увеличиваться. Все будет зависеть от того, как сориентируются отечественные предприятия. Скорее всего, вступление в ВТО простимулирует развитие международного факторинга. "За девять месяцев 2012 г. объем сделок международного факторинга в РФ уже вырос в полтора раза", - подтверждает Евгений Родионов. "Вступление России в ВТО пока не оказало значимого влияния на рынок, однако в ближайшие год-два оно приведет к увеличению интереса к международному факторингу", - соглашается генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов. Вторым значимым событием для рынка стало изменение законодательства об электронной подписи, позволившее внедрять в нашей стране полноценный электронный факторинг.

Естественно, опрошенные "Ко" участники рынка не забыли рассказать и о собственных прошлогодних успехах. "В 2012 г. наша компания стала лидером рынка по числу привлеченных клиентов. ФК "Лайф" профинансировала 899 новых клиентов и обеспечила третью часть общего прироста клиентской базы всех российских факторов, - рассказывает о достижениях Евгений Родионов. - В 2011 г. по числу обслуженных клиентов МСБ мы также были признаны лидером рынка. То есть за последние два года мы добились самого высокого прироста клиентской базы среди всех игроков рынка". "Главным событием для нас стало, конечно, лидерство "ВТБ Факторинг" на рынке по итогам года. Мы с успехом выполнили бизнес-план на 2012 г. и показали исключительные и лучшие на рынке результаты по обороту, портфелю, а также доле безрегрессного факторинга и выручке. Этому способствовало развитие наших отношений с крупными клиентами, в первую очередь с клиентами группы "ВТБ" в рамках каналов кросс-продаж", - говорит Антон Мусатов. "Для нашей компании прошедший год был очень насыщенным на события. Мы запустили новые продукты: реверсивный факторинг и полноценный электронный факторинг с электронно-цифровой подписью. В 2012 г. ФК "Политекс" провела первые сделки международного факторинга в рамках как двухфакторной, так и прямой экспортной модели. Начало работу представительство компании в Санкт-Петербурге", - перечисляет Владимир Емельянов.


Факторинг с приставкой "нано"

Наиболее востребованным продуктом по-прежнему остается классический факторинг с регрессом. "Однако к факторингу без права регресса все бОльший интерес проявляют компании крупного бизнеса. Спрос на реверсивный факторинг также увеличился", - подчеркивает генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК) Елена Гладких. "В основном расширялась линейка различных конструкций безрегрессного факторинга. Крупные компании "распробовали" ряд его преимуществ, а жесткая ценовая конкуренция несправедливо сблизила его стоимость с кредитованием", - подтверждает Геннадий Золкин. "Тенденция последних трех лет показывает, что растет спрос на безрегрессный факторинг. И в 2010 г., и в 2011 г. доля безрегрессного факторинга в структуре сделок увеличивалась. По темпам роста безрегрессный факторинг также опережает регрессный. Это хороший знак - клиенты начинают ценить факторинговый сервис", - добавляет Евгений Родионов.

Тем не менее наиболее востребован пока регрессный факторинг - им пользуются около 90% клиентов, в основном это представители малого и среднего бизнеса. На факторинговом рынке ФК "Лайф" является одним из крупнейших игроков, специализирующихся именно на сегменте МСБ. Естественно, подавляющее большинство клиентов этой компании - приверженцы факторинга с регрессом. В 2011 г. среди клиентов ФК "Лайф" только 33 компании из 919 обслуживались по безрегрессу.

Среди новых для рынка продуктов стоит выделить "нанофакторинг", предложенный ФК "Лайф". Основные отличия нанофакторинга от традиционного - отсутствие нижнего порога финансирования. Для рынка это новинка. "Нанопродукт" снял все барьеры для потенциальных клиентов. Начинающим компаниям факторинг до сих пор доступен не был: их запрос на финансирование обычно оказывается ниже минимальных лимитов, а последние у подавляющей части факторов составляют несколько миллионов рублей. В рамках нанофакторинга даже самый небольшой бизнес сможет в течение двух дней получить заемное финансирование без нижнего лимита на сумму до 600 000 руб. "Самая маленькая сделка составляла всего 15 000 руб. В этой нише мы сталкиваемся с микрокредитными организациями, но, реализуя преимущества факторингового сервиса, займем определенную долю рынка наших конкурентов", - рассказывает Евгений Родионов.


Расти быстрее рынка

В ФК "Лайф", как несложно догадаться, самым перспективным для факторингового рынка считают сектор малого и среднего предпринимательства. Ключевой особенностью работы с данным сектором является высокая скорость обработки операций, а это требует больших инвестиций в подготовку персонала и развитие технологий. Однако и доходность факторинга в этом секторе высокая, учитывая широкие масштабы рынка малого и среднего предпринимательства. В сегменте МСБ рост факторинга ограничен только числом предприятий. Несмотря на небольшие объемы сделок, сегмент МСБ обладает рядом преимуществ. Ключевое преимущество малого бизнеса перед крупным - высокая рентабельность. Но и по классическим направлениям участники рынка ожидают также достаточно высокой отдачи. "В 2013 г. мы планируем рост нашего факторингового портфеля не менее чем в два раза. Среди задач, которые мы ставим перед собой, - работа над повышением качества клиентского сервиса, а также запуск электронного документооборота по факторинговым сделкам", - поясняет Людмила Гончарова. "Ключевая задача: расти быстрее рынка при сохранении высокой маржинальности и кредитного качества нашего факторингового портфеля", - говорит о планах Антон Мусатов. "В наступившем году мы ожидаем дальнейшего роста российского рынка и повышения спроса на факторинг в самых различных отраслях, и в первую очередь в тех, где раньше факторинг применялся не столь активно или вовсе не использовался", - отмечает Владимир Емельянов.

Именно это является одним из важных факторов дальнейшего роста рынка. Продолжится активное внедрение участниками рынка новых продуктов, реверсивного и электронного факторинга. "Я ожидаю, что рынок в 2013 г. вырастет как минимум на 30-40%", - резюмирует Владимир Емельянов.


  • 04.03.2013
Возврат к списку