• Россия, 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 20, стр. 3   
  •   +7 (495) 617-17-56

Елена Гладких выступила в качестве эксперта в статье журнала "Профиль"

ФАКТОР ИСТОРИЧЕСКОГО МАКСИМУМА: Российский рынок факторинга продолжает динамично развиваться

ЖУРНАЛ «ПРОФИЛЬ», № 9 ОТ 11 МАРТА 2013



В минувшем году объем уступленных денежных требований превысил отметку в 1 трлн рублей. Согласно данным, полученным в ходе исследования Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в 2012 году российский факторинг достиг исторических максимумов по всем количественным показателям. Оборот факторингового рынка в стране в 2012 году превысил 1,4 трлн рублей, что на 63% больше, чем по итогам 2011 года (882 млрд рублей). А годовой объем выплаченного финансирования перевалил за 1,2 трлн рублей, что на 69% выше аналогичного показателя 2011 года (717 млрд рублей). Отношение объема финансирования к объему уступленных требований в 2012 году выросло до 86% по сравнению с предыдущим годом (82%), что явилось следствием увеличения доли безрегрессного факторинга. Что касается совокупного факторингового портфеля, то по состоянию на 1 января этого года он увеличился на 47% и превысил 242 млрд рублей. Средняя оборачиваемость по портфелю при этом составила 61 день.

Оборот игроков рынка, принявших участие в опросе АФК (15 банков, 12 специализированных компаний и 4 группы, включающие в себя банк и факторинговую компанию), составил почти 98% от общего объема российского рынка факторинга. Стоит отметить, что у большинства опрошенных АФК игроков рынка планы на год оказались перевыполненными. Так, к примеру, в ФК «Лайф» объем факторингового портфеля достиг запланированной отметки в 5,3 млрд рублей. «Прошлогодний результат превышает объем портфеля за 2011 год на 68%, — отмечает генеральный директор «Лайф» Виктор Вернов. — В 2012 году мы профинансировали 899 новых клиентов благодаря реализации нашей стратегии, ориентированной на массовый клиентский сегмент малого бизнеса». Портфель компании «ВТБ Факторинг» (включая ЗАО «ТрансКредитФакторинг») за 2012 год увеличился на 27 млрд рублей и составил около 72 млрд рублей. Такой прирост, по оценке аналитиков компании, обеспечил практически половину прироста объема всего рынка в минувшем году. «Более того, в четвертом квартале прошлого года наш портфель вырос на 18 млрд рублей, — рассказывает генеральный директор «ВТБ Факторинг» Антон Мусатов. — Мы считаем подобный прирост беспрецедентным для российского рынка факторинга за все время его существования».

Хорошую динамику как по объему выплаченного финансирования, так и по объему уступленных денежных требований уже несколько лет подряд демонстрирует Промсвязьбанк. За год факторинговое подразделение этой кредитной организации выросло на 42%, причем этот темп поддерживался в течение всего года. «По итогам 2012 года мы в очередной раз подтвердили лидерство на российском рынке международного факторинга, — подчеркивает заместитель директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Александр Градов. — Согласно данным FCI, мы занимаем первое место по экспортному факторингу (двухфакторная модель) с долей 94% и лидируем по импортному факторингу с долей 62%. В целом наш оборот по международному факторингу в рамках FCI составил более 190 млн евро, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. В прошлом году мы провели ряд совершенно новых сделок не только для нас, но и для всего рынка: открыли для операций международного факторинга Перу и Колумбию, первыми из российских факторов вышли на рынок внутреннего факторинга Казахстана».



С умеренным оптимизмом оценивает свои прошлогодние итоги заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу: «По предварительной оценке, чистая прибыль НФК по стандартам МСФО в 2012 году выросла на 16% — до 200 млн рублей по сравнению со 172 млн рублей за предыдущий год. Выручка НФК увеличилась за год на 30%, до 1,87 млрд рублей. Совокупный оборот НФК достиг 77,34 млрд рублей, что на 26% больше, чем в 2011 году. Портфель вырос до 12,16 млрд рублей (11,77 млрд рублей на конец 2011 года)». Всего факторингом в прошлом году воспользовались свыше 7300 компаний при расчетах с более чем 21 300 дебиторами. В общей сложности свыше 6,4 млн поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга. Российские факторы, принявшие участие в сборе статистики АФК, привлекли в 2012 году около 2400 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 7800 новых дебиторов.

Впервые в рамках сбора статистики специалисты АФК попытались определить по итогам 2012 года клиентские сегменты, на которых сконцентрированы российские факторы, взяв за основу данные о количестве профинансированных клиентов и объемах этого финансирования. В результате 19% факторов, принявших участие в анкетировании, отнесены к специализирующимся на крупных клиентах (объем финансирования — от 300 млн рублей на клиента в год; всего 940 клиентов), 39% работают преимущественно с малыми предприятиями (до 60 млн рублей на клиента в год; всего 2588 клиентов), 42% факторов реализуют универсальную модель, одинаково активно работая в сегментах крупного, малого и среднего бизнеса (всего 2562 клиента). При соотношении количества крупных клиентов и представителей МСБ, равном 1 к 5, именно крупный бизнес формирует спрос на более чем половину объема факторингового финансирования. Учитывая серьезную борьбу за крупных клиентов, можно ожидать, что спрос на факторинговые услуги, не включающие финансирование, будет формироваться именно в сегменте МСБ.

Основной продукт рынка — по-прежнему факторинг с регрессом, хотя он и продолжает сдавать позиции: его доля в обороте рынка в 2012 году составила 61% (годом ранее она была выше на 8%, в 2010 году — на все 14%). Это объясняется давлением клиентского спроса на продукты, включающие защиту от риска неплатежа в сочетании с продуктовой конкуренцией между факторами. Что интересно, различия в стоимости и объемах фондирования, привлекаемого отдельными игроками, в целом в 2012 году рассматривались факторами не как проявления ценового демпинга, а как объективная реальность, оставляющая возможность для реализации собственной конкурентной стратегии.

Наиболее сильное конкурентное давление сами факторы ощущали в первом полугодии прошлого года. «Это была конкуренция лидеров — компаний из первой пятерки российских факторов, — говорит Александр Градов. — Ценовая борьба вынудила многих факторов развивать бизнес в других сегментах и отраслях, что позитивно сказалось на росте рынка факторинга в целом по итогам года — факторинг для крупных клиентов стал основным драйвером роста. Но уже во втором полугодии 2012 года в связи с удорожанием пассивов ставки на факторинг повысились, и конкуренция снизилась». По мнению Александра Градова, конкуренция, безусловно, сохранится и в этом году, но будет более разнородной. В сегменте крупного бизнеса, заинтересованного не в альтернативной кредиту процентной ставке, а именно в факторинговом сервисе, на первый план постепенно начнет выходить качество услуги: скорость принятия решения, возможность реализации нестандартных схем финансирования, гибкость и лояльность в подходе к клиенту.

«Основная конкурентная борьба развернется в области качества сервиса, — добавляет Виктор Вернов. — И победителем станет не тот, кто предложит низкую цену, а тот, кто укрепит лояльность клиентов благодаря персонализированному сервису. Я предполагаю, что уровень сервиса будет повышаться у всех участников рынка. Это положительно скажется на общем рыночном фоне и будет способствовать популяризации факторинга».

Согласен с коллегами и Антон Мусатов, считающий, что российские факторы в 2013 году продолжат соревноваться в гибкости бизнес-процессов, скорости принятия решений и установления лимитов, а также полноте и вариативности продуктовой линейки. Что касается недобросовестной конкуренции, то, по его словам, наиболее опасная ее форма для участников рынка — это соперничество на уровне риск-менеджмента. «Многие факторинговые компании в мире она привела к плачевным результатам и банкротству. Подобную конкуренцию мы всячески пытаемся предотвращать», — подчеркивает эксперт.

А вот Корнелиу Робу вообще не прогнозирует существенных изменений конкурентной среды в ближайшее время. По его мнению, сохранится специализация игроков рынка в том, что у них получается лучше всего, — в проведении крупных и сверхкрупных сделок, финансировании поставок в торговые сети, обеспечении «умного роста» бизнеса за счет предложения компаниям продуктовых решений с высокой дополнительной стоимостью, удовлетворении спроса микро- и нанобизнеса в финансировании оборотного капитала. Возвращаясь к теме продуктового ряда, стоит также отметить, что доля внутреннего факторинга без регресса в четвертом квартале прошлого года незначительно снизилась — до 33%, при этом продемонстрировав рост на 10% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. На фоне доминирующего на рынке внутреннего факторинга объем импортных операций остается стабильным: доля международного факторинга — чуть более 1% от совокупного оборота рынка.

Региональная же структура оборота российского рынка факторинга сохраняет тенденцию к снижению доли двух столиц (в целом на них приходится 70% объема рынка). В Москве осуществлялось 60% всех операций (в 2011 году — 62%), в Санкт-Петербурге — 10% (11% в 2010 году). Центральный федеральный округ (кроме столицы) по итогам 2012 года потерял 1%, снизив долю оборота до 5%. Приволжский и Сибирский федеральные округа, напротив, за год прибавили по 2% (до 8% и 4% соответственно). Без изменения остались доли Уральского (7%), Южного (4%), Северо-Кавказского (0,4%) и Дальневосточного федеральных округов (0,4%).

Отраслевая структура оборота факторов в 2012 году характеризуется восстановлением доли оптовой торговли до уровня 2010 года — 67% против 52% по итогам 2011 года. Доля обрабатывающих производств, напротив, обрушилась ниже уровня 2010 года, составив 27% (в 2011 году — 41,6%). В структуре оптовой торговли в прошлом году сформировалось равновесие между торговлей автотранспортными средствами (23%) и сегментом «электроника, бытовая техника и электрооборудование» (25%), лидирующими за счет средней стоимости поставки, а также между сегментами «продукты питания» (17%) и «непродовольственные товары» (16%). Доля торговли алкогольной продукцией упала с 2% до 1%. Рост других сегментов до 18% указывает на успехи факторов в поисках новых факторабельных областей в оптовой торговле. Что касается ближайших перспектив российского рынка факторинга в целом, несмотря на то, что, по прогнозу АФК, темпы роста продолжат снижаться (увеличение будет в пределах 50%), 2013 год все же пробьет очередную рекордную отметку — 2 трлн рублей оборота. Однако общий оптимизм будет сопровождаться локальными неудачами, связанными с ограничением доступа факторов к источникам дешевого фондирования и ростом рисков на фоне замедления внутреннего производства.

Так, например, среди драйверов роста рынка Антон Мусатов в первую очередь выделяет: внедрение квалифицированной электронной цифровой подписи; повышение инфраструктуры в части доступа к финансовой информации и кредитной истории; государственную поддержку дальнейшей модернизации факторингового законодательства и, безусловно, развитие факторинга в тех отраслях, которые сейчас его мало используют.

«Многие малые и средние компании, к большому сожалению, все еще не желают окончательно «обелить» свой бизнес, поэтому факторингом воспользоваться не могут, — сетует начальник управления интегрированных маркетинговых коммуникаций Русской факторинговой компании Алла Борискина. — Соответствующие меры государства в этом направлении откроют перспективы и им, и нам — факторам». Очевидны для эксперта также и перспективы региональных рынков.

По мнению Корнелиу Робу, снятие ограничения на уступку прав денежного требования государственных покупателей также способно существенно увеличить потенциал роста рынка. Внесение поправок в валютное законодательство, в частности отмена паспорта сделки по факторингу, будет способствовать существенному росту объемов международного факторинга. Что касается факторов, которые могут снизить темпы роста, то это, считает эксперт, в первую очередь дальнейшее снижение темпов роста экономики, а также ужесточение регулирования отрасли со стороны ЦБ без учета обычаев торгового делового оборота и, соответственно, специфики факторинга. Почти об этом же говорит и заместитель директора департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Кирилл Покровский: «Основная угроза для рынка — это падение маржинальности бизнеса. Для дальнейшего развития рынка очень важно иметь возможность реинвестировать прибыль в развитие сервисов. Второй важный момент — это законодательное регулирование отрасли. В нем по-прежнему много пробелов и неточностей, препятствующих развитию рынка. Решение этих задач способно серьезно повлиять на темпы роста рынка». Как предполагают аналитики АФК, уже во втором полугодии 2013 года факторы смогут наконец-то перестроиться для работы в новых условиях, получат финансовую и законодательную поддержку государства и продолжат реализовывать колоссальный потенциал развития операций в новых клиентских сегментах и отраслях, вооруженные технологичными продуктами.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК):



«Для одних клиентов важна низкая ставка, для других — высокий уровень сервиса, для третьих — индивидуальный подход и возможность воспользоваться нестандартными решениями. Клиенты становятся все более требовательными, и мы стремимся эти требования приводить в исполнение. Таким образом, Русская факторинговая компания располагает максимально широкой продуктовой линейкой, факторинговая комиссия никогда не превышает средние показатели рынка в целом, все факторинговые процессы автоматизированы, в работе используется трехсторонний электронный документооборот. В принципе это достаточно стандартные вещи, но требующие постоянного внимания и совершенствования. Сейчас в РФК услуги сегментируются не только по размеру бизнеса и по специфике его отрасли, но и создаются в рамках индивидуальных проектов. Компаниям, которым требуется привлечение дополнительных денег, важно понимать, что они работают с надежным финансовым партнером, который сможет найти оптимальное решение для их бизнеса. Обеспечить клиентам абсолютно эффективный выбор нам помогает наш надежный партнер — Русский торговый банк, с которым мы входим в единую финансовую группу — это наше главное преимущество.»

  • 15.03.2013
Возврат к списку
Специальный тарифный план для поставщиков в сети